История художественной ковки
Кованый металл является одним из самых древних материалов, который человечество освоило, и начало широко применять в своих целях. На самых первых порах это были только самородные металлы – золото, серебро, медь. Метеоритное железо стало применяться с IV тысячелетия до н.э.
Начало добычи и обработки железной руды относится ко II тысячелетию до н.э. Холодную ковку металлов дополнили литье и горячая ковка, правда человечеству для этого потребовалось достаточно много времени. Наибольшее применение из всех металлов получило железо. Знания и опыт в области обработки железных руд стал мерилом богатства и военной мощи древнего государства.
В нашей стране металлургия железа известна с XII – VI вв. до н.э. Издревле железо служило как для изготовления оружия, так и для орудий труда, кованых изделий и т.п. Добывалось оно из бурых железняков, озерных и болотных руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах. Дальнейшее развитие металлургии явилось базой для создания промышленной металлообработки, в частности оружейного производства, которое сыграло решающую роль в рождении художественной ковки, как особого явления в культуре и искусстве.
Мастера художественной ковки предъявляли высокие требования к своим работам, творили с любовью к труду и красоте, обуреваемые чувством радости творения и гордости за красоту, согретую душой творца.
Художественная ковка, выполняющая одновременно два назначения – конструкции и декора,- играла и продолжает играть значительную роль в архитектуре зданий и организации архитектурного пространства.
Техника ручной ковки – пластической обработки раскаленного железа – известна с незапамятных времен, и кузнечное оборудование – горн, мехи, наковальни различных фасонов, молотки и клещи – почти не изменились до наших дней. При помощи этого нехитрого оборудования металл расковывался, плющился, сгибался, растягивался, рассекался, сваривался. Вплоть до XVIII века в кузнечном деле не применяли слесарных приемов.
На территории России из всех промыслов особенно широко была распространена художественная ковка. Каждый город имел по нескольку кузниц. А иногда и великое множество их, если под рукой имелись доступные железные руды.
В кузницах ковались как мелкие, так и весьма крупные вещи. Помимо изготовления и ремонта средств передвижения и орудий труда, кузницы занимались также изготовлением различных кованых изделий, в которых уже проявлялись художественные начала. Как правило, кованые изделия характеризуются лаконизмом, обобщенностью и выразительностью декоративных элементов. В каждом кованом элементе, изделии прослеживается органическая связь с народной художественной культурой, а рисунок напоминает и даже очень часто повторяет мотивы резьбы по дереву и вышивок на ткани.
Хотя ковка – один из наиболее древних и распространенных способов обработки железа, но техника художественной ковки с момента ее зарождения и до настоящего времени существенно не изменилась. Нужная форма нагретой докрасна заготовке из железа придается ударами кузнечного молота, для чего требуется значительная физическая сила и сноровка.
Для достижения большего художественного эффекта в ковке при отделке художественных изделий применяются тонирование поверхности, гальваническая обработка, травление и отжиг.
Металл предъявляет свои требования к рисунку: свойства его, как материала, диктуют свои условия. И кузнецу необходимо их очень хорошо знать. Только тогда и можно добиться подлинного успеха, когда в кованом изделии воплотиться и красота, и прочность, и соответствие своему назначению. К этому и стремятся наши мастера художественной ковки.